Итак вилка в мастерской
Из инструментов потребует шестигранник 5мм. и "семейный" ключ, либо сильные пальцы, чтобы открутить верхние пробки на ногах.
1. Откручиваем болты на нижних концах штанов
2. Откручиваем верхние пробки на ногах
3. Из правой ноги аккуратно но решительно
вынимаем картридж
4. Из левой, можно не так аккуратно, вынимаем пружину
5. Вытягиваем ноги вилки из штанов
6. Монтировочкой вынимаем сальники (см. фотку)
7. Из левой ноги винимаем направляющую негативной пружины с самой пружиной и втулочками. Для чего стягиваем отбойник, который находится снаружи на этой самой направляющей. Он просто одет внатяг, без резьбы.
8. Все, вилка полностью разобрана.
Теперь доработка. Что нам нужно от вилки? Для начала чтобы она вообще работала - т.е. при наезде колеса на препятствие сжималась, тем самым "глотая" воздействие препятствия. Еще нам нужно чтобы вилка обладала демпфирующими свойствами - т.е. не просто сжималась при наезде на препятствие, но и поглощала энергию этого сжатия. Иначе после каждого сжатия вилка будет совершать колебания вверх-вниз. То же самое будет и при активном педалировании, что уже будет тратить часть энергии райдера впустую.
В случае с рассматриваемой вилкой, SUNTOUR XCR-HLO, возможность каким-либо образом повлиять на демпфирование колебаний крайне ограничена. В главной пружине стоит кусок эластомера (я бы сказал что эластомер, в данном случае, похож на довольно мягкую резину), он довольно легко проваливается в полностью разжатой пружине. Т.е. он не работает как демпфер. Однако, ход сжатия пружины до того, как опорные заглушки начнут этот эластомер сжимать всего 65 мм.
Учитывая сэг, пусть будет 15 мм., у нас всего 50 мм. хода до сжатия эластомера. Как-то маловато. Далее, эластомер резко увеличивает жесткость подвески, а также, возможно, расширяясь в диаметре (его продавливает сверху заглушка пружины и, естественно, он расширяется) создает эффект демпфирования. Псоледнее, однако, проверить трудно, и очень сомнительно что при резко возросшей жесткости такое демпфирование может быть сколько-нибудь полезным.
Вывод: демпфирование колебаний в этой вилке полностью лежит на трении ног при их движении в башингах, также при скольжении в пыльниках и, конечно, трении создаваемом картриджем. Все, больше ничего не поглощает энергию колебаний. Картридж в данной вилке отвечает только за блокировку. Также он немного подпружинивает правую ногу вилка за счет камеры с высоким давлением газа.
Для начала хотелось бы увеличить ход. Эластомер был подрезан пимерно на 25-28 мм. Так, чтобы ход вилки до встречи с эластомером был порядка 90-95 мм. В данном случае эластомер, скорее, уже работает как отбойник. Регулятор прелоада был полностью выкручен, чтобы главная пружина была максимально расжата. Кстати, ход прелоада всего около 10-11мм.
Чтобы еще больше расжать главную пружину, было подрезано упорное кольцо негативной пружины. Где-то читал, что убрав его совсем получаем свободный ход вилки на отбое, поэтому подрезал его примерно на 5-6мм.
Все, больше, к великому сожалению, ничего собо и не сделать с этой вилкой... по крайней мере без разборки картриджа. Но он полностью рабочий и пока его трогать не будем.
Теперь смазка и сборка. Смазка, которая была внутри очень напомнила силиконовую консистентную "МС-Спорт". Все было вытерто на сухо, кроме главной пружины, ее витки (обмотанные посередине скотчем или чем-то типа термоусадки для предотвращения звона при ударах об стенки ног) были оставлены смазанными. Шток картриджа и башинги при сборке были обильно залиты трагсмиссионным маслом Castrol EPX 75W-90. Пыльники были протерты на сухо, затем внутренняя, рабочая, поверхность была набита специальной смазкой John Deere для сальников. Вроде как уменьшает трение и увеличивает герметичность. После сборки, перед тем как затянуть болты на штанах, залил в отверстия для болтов примерно по 70 мл. вышеупомянутого масла. Болты проложил медными шайбами для преотвращения утечек масла.
Вилка стала работать намного мягче. Трение страгивания сильно уменьшилось, теперь всякие мелкие неровности, грубый асфальт, шовчики и т.д. на руль не передаются. Ход вилки вырос - это хорошо видно по следам масла на ногах. Если раньше, чтобы получить "черточку" на отметке в 80 мм. надо было жестко съехать с высокого бордюра (прыгать - не прыгаю), то теперь отметка на уровне 90 мм. появляется после простой покатушки на работу и обратно, без всяких бордюров по ровной дороге.
Оборотная сторона - раскачивание при интенсивном педалировании. Моему товарищу, например, это очень не понравилось, однако поскольку интенсивным педалированием я занимаюсь лишь для того, чтобы проверить раскачивание, то мне не мешает!